Ассоциация крейсерских яхт класса Open800

Новости

Еще одна статья о нашем классе


Дневник 'Алексеевской регаты'

Озерная часть Горьковского водохранилища (77 км в длину, 12 - в ширину) протянулась от древнего городка Юрьевца до еще более древнего Городца. Здесь, на базе Городецкого яхт клуба, и проводится 'Кубок имени Ростислава Алексеева', яхтсмена и создателя экранопланов и первых советских судов на подводных крыльях. Прежде знакомая в основном яхтсменам соседних областей, за последние 2 года 'Алексеевская регата' стала известной по всей стране: здесь проходил этап Кубка России в классе 'Open 800'. В этом году юбилейная, 25-я регата базировалась в Чкаловске.

no description

На регату в Нижний, 1-й этап Кубка 'Open 800', яхты стали подтягиваться за неделю до гонок: обмер по RS-2000 (с корпуса каждой должны быть сняты ординаты теоретического чертежа), подготовка лодок, доделки и доводки, наклеивание рекламы спонсоров. Неделя прошла как один день...

К участию в регате заявились 8 яхт класса: 'Ветер' (Петрозаводск), 'Крылья Советов' с экипажем из Димитровограда и Москвы, 'Mitsubishi Pajero' (Москва), 'Африка', 'Ракета' и 'Скиф' (Нижний Новгород), 'Журнал Фарватер' с подмосковно-украинской командой и наш питерский экипаж на яхте 'Эльф'. Готовились к Кубку серьезно. У 'Африки' - новая мачта, у 'Pajero' - тоже новая, поворотная. 'Скиф' - вообще новая яхта. Радость встречи с друзьями-соперниками неполная: нет победителя прошлогоднего Кубка - яхты 'Кунашир' и нижегородской 'Звезды' (экипаж Михаила Тихонова влился в команду 'Африки' Алексея Зрячева).

Судить регату приехали Александр Авдонин из Ульяновска и Владимир Михалев из Москвы.

no description

10 июня

Пролог регаты - гонка напротив Нижегородского Кремля и чкаловской лестницы на приз телеканала 'Волга'. Ночью яхты буксировали в Чкаловск - 40 км вверх по течению. Течение сильное, местами до 7 км/ч, и катер буксировщик старается идти ближе к берегу. Следствие - две посадки на мель (осадка у наших яхт около 2 м), обрыв буксирных тросов и соответствующие комментарии участников. Наконец шлюзы позади, и по водохранилищу идем уже своим ходом. 'Pajero' под парусами 'дрессирует' поворотную мачту. Она окончательно отказывается повиноваться, и по приходу в Чкаловск экипаж Артема Сарксяна отправляется в Москву за старой. За сутки они успеют сделать все, правда, ценой пропущенной первой гонки.

11 июня

Вокруг яхт на пассажирской пристани собирается толпа. Такое впечатление, что здесь все население городка. Летние кафе рядом набиты битком. А говорят, что парусный спорт у нас никого не интересует! Ближе к вечеру начинается дискотека. Происходящее напоминает рассказы Хемингуэя про корриду: девицы обсуждают 'матадоров' (яхтсменов), парни - 'быков' (яхты). Зной дополняет картину до необходимых испанских мерок. Трещат кузнечики, воздух дрожит, небо и
солнце - белого цвета. Юг, да и только.

no description

12 июня

Торжественное открытие регаты и 1-я гонка с общим стартом. Сразу лидерство захватили нижегородцы. 1-й финиширует 'Африка', за ней - 'Ракета' и 'Скиф'. Мы 4-е, потом 'Ветер'; яхты 'Santer' поотстали. Нам досадно, но начинаем понимать, куда и как дует ветер с мысов, как заходит. Лодка порадовала: после весенних доводок пошла явно лучше.

13 июня

Утром - 2-я гонка. У нас двое новичков: Шурик и Юра. После 'Л-6' они быстро адаптировались к непривычной для них динамичной лодке и пребывают в восторге. Лидируем со старта, но в азарте борьбы забываем о положении первого знака, перебираем наветренности и на огибании пропускаем 'Ракету'. Техника постановки геннакера у них явно лучше. За нами - 'Pajero' и 'Ветер'. Проходим второй знак. Ветер заходит с крутого бакштага на галфвинд-бейдевинд. Мы
единственные, кто может нести большой геннакер: более 600 кг под днищем и классический руль с баллером. Соперники идут под стакселями. От третьего знака - лавировка. Отстаем от 'Ракеты', а к нам подтягиваются 'Африка' и 'Скиф'. Нижегородцы опять показывают знание местных условий. Делаем выводы и на втором
круге ошибок не повторяем. Финиш плотный. По пересчету 1-й в гонке стала 'Ракета', мы - 2-е, 'Африка' - 3-я, за ней 'Ветер'. Гонкой мы довольны, была интересная борьба, все решили секунды.

До вечера все разбредаются. Одни гуляют по городку, другие направились в музей Чкалова, третьи - в баню; кто-то остается на яхте: разговоры под пиво...

14 июня

3-я гонка - маршрутная, 100 миль от Чкаловска до Юрьевца и обратно плюс петля. Из-за разборок с одним из 'Картеров', 'задумавшимся' на левом галсе, уходим со старта последними. Но на знаке мы уже первые - удачно отработали заход ветра под берегом, потом отход с мористой стороны. За нами огибаются 'Ракета' и 'Pajero', чуть дальше - 'Скиф' и сражающиеся борт о борт 'Африка' и 'Ветер'. У 'Ветра' хороший комплект парусов для полных курсов; меняют
их со страшной скоростью. При ветре 3 балла в бакштаг их ходовые качества с 'Африкой' примерно одинаковы, и 'африканцам' приходится несладко: у них выбор геннакеров меньше.

До Юрьевца положение сохраняется. На усилениях ветра в бакштаг более легкие 'Ракета' и 'Pajero' норовят нас 'проехать', на заходах мы отыгрываем потерянное. Усиления приходят достаточно сильные. На одном из порывов 'Скиф' лишается большого геннакера и по сути выбывает из борьбы. Знак возле Юрьевца огибаем первыми и начинаем наращивать отрыв. Ветер к вечеру слабеет, флот понемногу растягивается. До ближайшей к нам 'Ракеты' уже около полумили. На этом наше счастье заканчивается: въезжаем в полосу штиля. У соперников, наоборот, подуло, и с хорошо различимым в тишине шипением они летят к нам. Дошли и тоже встали. Какой-то порывчик вдруг выдергивает 'Ракету', и она уходит. Через минуту уходим мы. Стоявшая между нами 'Pajero' остается на месте еще минуту-другую. Ничего иного мы и не ждали. Было ясно, что к ночи ветер кончится и гонка пойдет по полоскам и бризам.

no description

К полуночи все собрались вместе, и гонка начинается заново. 'Ветер' и 'Африка' - рядом справа, 'Pajero' - слева. 'Ракета' впереди, в темноте ее не видно. Как оказалось, дотянув до берега, она отыскала ветер и ушла. 'Pajero' тоже постепенно уходит и 'растворяется'. Оставшиеся ждут ветра еще час. Всем ясно, что 'Ракета' и 'Pajero' уже далеко, но мы в гонке, надо бороться до конца. Оставшиеся миль 30 потратили на то, чтобы уехать подальше от 'Ветра' и 'Африки', но поджаться к 'Pajero' и 'Ракете' так и не смогли. Увидели их уже после финиша, стоящими у набережной. При швартовались - и спать.

15 июня

Разбудили объявлением штормового предупреждения. Вот-вот будет шквал, и у стенки оставаться опасно. Шквал (скорее, сильный порыв) по дошел в момент отхода. Обошлось... Стали на якоря, понаблюдали, как уходит туча, и вернулись на место. Переждав ливень, пошли в самый приличный ресторан, где встретили
наших c 'Африки' и 'Pajero'. Обычное дело в таких городках: заказываем из меню, девушка с каменным лицом отметает наши кулинарные запросы, и все вынуждены согласиться на солянку, овощной салат и свинину с картофелем. Поели, впрочем, сытно и вкусно.

16 июня

Наутро дали старт 4-й гонке. Дистанция 42 мили, 2 круга по буям навигационной обстановки. Первый круг заканчивали, лавируя позади 'Ракеты' и контролируя друг друга. 'Pajero' несколько отстала, но, бросив нас, уходит от берега, и ей воздается. Под конец лавировки ветер заходит вправо, и на огибании знака (осевой буй фарватера) 'Pajero' проходит у нас по носу. В момент огибания к бую подошли еще три теплохода. Надо отдать должное выдержке речников. Мы, конечно, старались мешать им как можно меньше, но все же нервов, надо думать, попортили. На мой взгляд, организаторам стоит отказаться от практики ставить дистанцию по буям судового хода.

no description

Обогнулись, идем третьими. Ветер начинает слабеть. Москвичей понемногу догоняем, 'Ракета' потихоньку уходит. Сзади активно подтягиваются неразлучные 'Ветер' и 'Африка'. Причина ослабевания ветра видна: с левого берега накатывает устрашающих размеров туча, ветер из-под нее явно убивает основной. Впечатление, как от картины, написанной склонным к преувеличению художником. Очень красиво, но страшно. Дождь будет точно, а шквал? Ветер слабеет
еще. Еле плетемся ходом 4 уз под геннакером. Все перемешалось: 'Pajero' проехала 'Ракету', мы - метров 300 за ними, за нами в кабельтове - 'Ветер'
и 'Африка'. За спиной черно-синяя стена, по курсу - веселое летнее небо и солнышко. Минут через пять подходит дождь. Ветра нет.
Мы с Мишей в один голос:
- Дождик первый, ветер вслед...
Юра кричит:
- Смотрите на 'Pajero'!
'Pajero' выглядит с кормы, как торпедный катер. Буруны выше корпуса, от поднятого наветренного руля фонтан. 'Ракета' идет следом, почти без брызг, но явно не медленнее. Потихоньку начинается и у нас. Скорость около 10 уз. На 'Pajero' убирают геннакер, через минуту-другую - и на 'Ракете': '15 уз достаточно для гладкой воды, дальше лучше не проверять'.
- Смотрите на 'Ветер'!!! - кричит Света.
Да-а!... Полкорпуса торчит из воды, разлетающиеся в стороны пенные струи... Он уже в полусотне метров от нас. Шквал приходит и к нам. Усиление резкое, но без удара. За считанные секунды нас вытягивает из воды на глиссирование, все пересаживаются к корме. Полетели!

Ветер усиливается вместе с ливнем. Ощущение, что лодку гонит вперед сила дождя, а не ветра. С грота обрушиваются водопады, скорость продолжает расти. Оглядываюсь назад, и мне кажется, что 'Ветер' без хода, без мачты, и рядом в воде раздувается геннакер. В это мгновение он исчезает за стеной дождя. Внутри все похолодело. Сейчас ЭТО дойдет до нас! Народ на лодке в возбуждении.
Юра радостно кричит:
- Ничего себе скорость, 18 уже было!..
Но глаза у всех становятся большими и квадратными.

Бушпритом у нас служит спинакер-гик, пристегнутый к леерной стойке и носовой оковке. Изогнувшись дугой, он дотянулся почти дорелинга, но еще как-то держится. Сейчас, сейчас... Достанем 'Ракету' - и можно рубить геннакер. Сейчас...

'Ракета' на траверзе. Куда мы летим, одному Богу известно, видимость 50 м. До подветренного берега мили две. Или меньше? На мачту, бушприт и геннакер лучше не смотреть. Сейчас что то не выдержит... Решаем убирать геннакер.

Глеб Сулоев с 'Ракеты' потом рассказывал: 'Видя, что происходит с 'Ветром', мы решили не рисковать и смайнали геннакер; 'Эльф' же наоборот. Когда они проносились мимо, у меня мелькнула мысль, что это уже запредел для яхты. Через несколько минут лодка зарылась в волну: корма поднялась в воздух, нос по мачту ушел в воду. Но в критический момент, когда мачта готова была намотаться на корпус, какимто чудом раздался фал'.

no description

Геннакер убирается сам - падает в воду. Вытягиваем на удивление быстро. Скорость под гротом больше 10 уз, но воспринимается, словно стоим. Минут через 5-10 шквал проходит, дождь тоже. Нужно ставить геннакер, а фала уже нет... Ставим на стаксель фале. На этом оба ближайших соперника нас проезжают. Подходим к финишу. 'Ракета', 'Pajero', мы. Все!

Ну и гонка! Выводим на дисплей максимальную зафиксированную скорость - 18,83 уз! Какая должна быть для этого скорость ветра?! По самым скромным прикидкам - больше 20 м/с. Новый рекорд скорости в классе! Интересно, кто первый разменяет 20 уз?

'Ветер' уже у стенки. Мачта действительно сломана. Теперь их задача - успеть к 'Кубку Волги'.

За двое суток они успеют доехать до Питера, отремонтировать мачту и отправиться назад. Но под Москвой в мачту въезжает какой-то чудак на 'девятке'. 'Ветровцы' в Москве, в одном из клубов ремонтируются еще раз. Успели. Будем надеяться, что лимит поломок их мачты выбран...

Последнюю гонку мы провели в отсутствие петрозаводской лодки. Прошла она при отличной погоде и приятном ветре в 3 балла. Никаких изменений в раскладе не произошло. В итоге мы остались третьими, 'Ракета' на 1-м месте (ее капитан Глеб Сулоев - внук Ростислава Алексеева). 'Рajero' - просто молодцы: пропустив
первую гонку, они стали вторыми!

Победители в остальных группах: 2-я группа (3 'Картера-30') - 'Силуэт' Юрия Терещенко, 3-я группа (8 яхт) - 'минитонник' 'Ока' (Владимир Садовский).

Столь малое, по сравнению с предыдущими годами, число участников объяснимо. Хотя регата была объявлена заранее и включена в спортивные календари, многие яхты муниципальных клубов в приказном порядке отправили дефилировать на городских праздниках. Однако председатель областной Федерации А. Зрячев
считает, что, несмотря на уменьшение массовости, спортивный уровень регаты вырос. - Прим. ред.

18 июня

Награждение. Призы от 'Спортмастера', затем дружеское соревнование в боулинг центре. Победила команда 'Спортмастера'. 'Ракета' блеснула и здесь, став 2-й. 9 лодок на трейлерах прошли колонной по центральным площадям города... Вечером выезжаем на 'Кубок Волги'. Прощай, Нижний! Привет, Ульяновск!

Андрей КОСОРОТОВ, 'Капитан-Клуб', 5/2005