Ассоциация крейсерских яхт класса Open800

Новости

Статьи о нашем классе

И снова об Open 800

Виктор Бобошко: 'В первый же выход на 'Сантере' стою спиной к транцу, рулю, лодка себе едет. Смотрю - порыв идёт. Ну, думаю, сейчас кренить будет. Подуло - и вдруг яхта, вместо закрена, как ломанётся из-под меня вперёд - еле успел за ахтерштаг схватиться! После моего тяжёлого круизного минитонника - чистый драйв! Вот именно тогда я и заболел этой лодкой...'

О развитии Open 800 и его перспективах в России рассказывает президент Ассоциации этого класса Артём САРКСЯН:

- Основу нашего небольшого сообщества составляют те, кто уже 'кушал' паруса (как правило, в ДЮСШ).  Из всех многочисленных гонщиков через горнило отбора до олимпийских вершин добираются единицы, но практически все рано или поздно приходят на крейсерские яхты. Причём возвращаются они обычно уже с деньгами, и нужна им не 'джакузи' на воде, а скорость, мобильность и конкуренция на дистанции - что это за кайф, они уже давно познали. Вот так и возник Open 800.

Сейчас есть стабильное ощущение поступательного движения, процесс идёт нормально. Конечно, развитие не столь бурно, как мы расчитывали, но это закономерно. То, что в этих соревнованиях у нас участвует не 20 лодок, как хотелось бы, а 8 - объективная реальность конкретной страны. Причин много.

В первую очередь, это низкая платежеспособность населения: на всю Россию примерно 40 тысяч людей вовлечено в яхтинг (как спортивный, так и туристический) - мизер для такой большой страны. Платежеспособного среднего класса (способного потратить 20-30 тысяч долларов) среди них ещё меньше. Россия ежегодно покупает всего 30-50 новых яхт.

А ещё исторический фактор: раньше яхтинг считался чуждым пролетарскому воспитанию, поэтому парус прятали, клубы толком не развивали. Результат - малоизвестность, а потому и непопулярность.

'Теннис - спорт королей, а яхтинг - спорт миллионеров' - вроде как аксиома. Вот и слетаются на потенциально денежную клиентуру многие, как порядочные, так и не очень.

Своё первое впечатление об этих динамичных яхтах я подробно описал в 'Фарватере' №4/2004. И вот, спустя год, снова еду на гонки Чемпионата России. Конечно же, к неугомонным братьям Бабошко: 'Мы чё, зря тебе место в экипаже держим?!'

В Москве на вокзале пересаживаемся в машину - и в Нижний Новгород, там уже капитан Виктор с яхтой. Сегодня пятница (10 июня), за город - сплошной плотный поток машин: за 2 часа только 50 км проехали! Не дай бог такое в Киеве...

...Час ночи в нижегородском яхт-клубе. Большинство Open 800 спать и не думает! На 3.00 назначена буксировка к шлюзу - гоняться будем на верхнем бьефе (киевлянам это знакомо). А пока в разгаре первая послезимняя тусовка - споры, разговоры, демонстрация обновок матчасти, последние приготовления...

Итак, что же в молодом флоте нового? Ребята, отхлёбывая пиво, не торопясь рассказывают: уже есть потери - стал на временный прикол 'Кунашир', исчезла с поля зрения одна проданная Ракета. Но пополнение значимее: вон к бону пришвартован ещё один Сантер 760 (с неожиданным, как для нынешнего времени, названием: 'Крылья Советов'!), появился ещё один представитель семейства нижегородских Ракет - 'Скиф'. В Питере уже на воде новая лодка по проекту Матаруева-Косоротова, а 'где-то на Онеге' достраивается ещё одна яхта, причём 'с матрицы' - фирма, делающая катера, открыла парусное направление, и новая лодка станет головным судном серии.

К примеру, можно эксплуатировать только имиджевую составляющую яхтинга. Вот, класс Дракон: мол, на нём гоняются короли и принцы, высокая престижность и пр. И под этим девизом за деньги заказчика покупаются Драконы по $160000 (в Москве - уже больше десятка таких), нанимается профессиональный экипаж. Эти команды возят в Питер, Москву, Швецию, Англию...

Другое течение - 'реинкарнация' массовых постсовдеповских классов, к примеру, Конрад-25, Картер. При этом в каждую лодку неизбежно 'вбухивается' $15-20 тысяч - ненамного меньше, чем стоит новый Open-800. Потенциальные владельци новых современных лодок и члены их экипажей отвлекают таким образом свои силы и средства, не подозревая, какого удовольствия они себя лишают. Я сам такое делал в 99-м, потом понял, что это отжившее. Но есть люди, которые этим кормятся. Вот именно поэтому сейчас мы думаем - где те самые струнки в душах 'наших' людей, как им донести наш кайф?

Было бы, конечно, наивно ожидать 'быстрого счастья' - 200 яхт на старте, оркестры, воздушные шары, массовое уважение к искусству управления. Сейчас такой 'бум' катеров - средства уже есть, а разницы пока не ощущают. В Англии не знать, что такое шкот, если тебя на яхту пригласили, - позор. Но всё это воспитывалось из поколения в поколение.

Уповать на Федерацию было бы глупо - мы им не нужны. У них - олимпизм, медали, планы, отчёты. У них задача - повышать престиж страны, а это делает горстка профи. А здоровье и бодрость масс - им неинтересно.

Другие рычаги должны заработать. Вот, директор одного из московских клубов ('Аврора') собрал костяк членов (90% - владельцы катеров, 10% - яхт) и деликатно начал объяснять, что на самом деле яхтинг - это не только имидж, гораздо большее удовольствие приносит сам процесс работы с парусом.

'Ну-у, этому учиться надо, а нам некогда - бизнес'.

'Правильно. Но у вас есть дети. Подумайте об их будущем. Вы ведь хотите, чтобы ваш сын или дочь получили эти знания - как поставить парус, как 'выжать' из ветра энергию движения? Давайте создадим детскую школу. Не для олимпизма, не для галочки, а именно для всего этого'.

Первый звоночек. Результата (школы) ещё пока нет, но уже есть полное понимание такой необходимости и готовность вкладывать деньги.

Для нас яхтинг - не бизнес. У инициаторов класса нет денежной заинтересованности. Просто хочется гоняться на равных. И не только на дистанции: ни у кого из владельцев этих лодок нет проблем оплатить стоянку или ресторан, переехать с лодкой в другое место и пр. А в гонке - все равны, только правый-левый галс и прочие приятные вещи. Федерация нам, по сути, нужна только для узаконивания результатов.

На нашей недавней конференции было 40 человек, а год назад - всего 25. Процесс уже необратим: деньги вложены, яхты есть, использоваться для других целей они не могут - не представительская это лодка по своей сути!

Мы ценим нашу независимость, поэтому не хотим коммерциализировать класс, идти 'под спонсора'. Здесь душа, здесь ореол парусного братства, которые испаряются при коммерциализации. Испытывать удовольствие от гонок, меняя акватории, меняя формат, временные рамки. Все эти люди мне дороги и нужны, как конкуренты на дистанции, и я им нужен для того же, и мы именно вместе получаем огромный кайф от того, что делаем. Вот то, на чём стоим, на что будем делать ставку и далее.

Ещё новость: по итогам прошлого года формат Чемпионата изменили: теперь зачётная серия насчитывает 5 регат, а не 8, как было раньше, - слишком сложно столько времени 'из будничной жизни' вырвать.

Беседуем, а сами нет-нет, да и поглядываем на новое необычное вооружение 'Mitsubishi Pajero': поворотная мачта от Торнадо, с ромбокраспицами. Впечатляет.

...После длительной буксировки (знатное здесь течение!) наконец-то проходим двуступенчатый шлюз. Нижегородское водохранилище. Предстоит двухчасовый переход в Чкаловск. Часть флота идёт под двигателями, часть - поднимает паруса и лавируется. Мимо нас прошелестел 'Mitsubishi Pajero': 'Эй, хватит лентяйничать, давайте прикинемся!' И то дело: ставим паруса, включаемся в импровизированную гонку. Несколько галсов идём параллельно, но вдруг 'Mitsubishi' сбавил ход и убрал стаксель. Подходим поближе и видим: мачта неестественно выгнута - авария. Не удался смелый эксперимент, что, конечно, огорчает капитана Сарксяна: 'Жаль, эта мачта лучше работала:' Но для настоящих бойцов безвыходных ситуаций не бывает: пока команда снимает мачту и разбирает оснастку, Артём едет в Москву за старым вооружением.

Старт первой гонки 'Кубка Алексеева' (в честь творца знаменитых 'Ракет', 'Восходов' и 'Метеоров') в этот же вечер. Наш рулевой Миша Михайлов (спокойный, весьма приятный и очень скромный, за плечами которого ни много, ни мало - 'Уитбред 93-94' на 'Одессе 200') лучше всех разобрался в ситуации, и на дистанцию 'Сантер' с эмблемой 'Фарватера' на борту выходит первым. Правда, очень скоро сказывается 'нелюбовь' этой лодки к лавировке на 'слабаках': нас обходят 'Africa', затем 'Скиф': Дима Бабошко дифферентует лодку, лёжа в самом носу каюты, периодически требуя прокомментировать ситуацию на дистанции. Я на стакселе, а неугомонный Дима Шманов всё перебирает снасти: 'Миша, может грота-шкот ещё потравить? А вот эту оттяжку?' Ветер слабеет ещё больше, и нас обходят ещё и 'Эльф' с 'Ракетой'. Шманов нервничает: 'Миша, ну какую ещё оттяжку подстроить, чтобы скорость увеличилась??!' Миша, философски: 'Дак нет у нас такой оттяжки'.

...Дальше был штиль, затем снова лёгкий ветерок - так мы и финишировали в хвосте группы Open. Категорически не наш это ветер, что подтвердил другой 'Сантер', отставший ещё больше. Но вот что ярко проявилось в очередной раз: даже в 'самых нелюбимых' условиях, уступая всем собратьям, мы одновременно сильно опережали весь остальной флот, как говорится, 'оптом': на финише 6-мильной дистанции ближайший 'Картер-30' был в полукилометре по корме. А победители этой гонки - практически одновременно финишировавшие 'Africa' и 'Скиф' - опередили лидера 'IORовского' флота больше, чем на километр! Особенно удивителен успех в штилевой гонке самого тяжёлого представителя Open - 'Africa', который оборудован всеми атрибутами полноценного крейсера, включая двухконфорочную газовую плиту!

Вечером разговорились с капитаном-победителем первого этапа Алексеем Зрячевым. Спрашиваю: 'А нет ощущения, что те, кто хотел, уже обзавелись Open, а больше желающих не будет?' Ответ был весьма уверенным: 'Нет, очень многие хотят гоняться именно с нами. Потому что здесь - свежий ветер!' Да, на фоне старого флота Open 800 - это действительно 'что-то особенного'...

Попутно выясняю назначение небольшой коробочки с подведенным питанием, закреплённой в каюте. Оказалось, что это - передатчик спутниковой системы онлайн-слежения за флотом, о котором я уже слышал: за борьбой на дистанции можно 'вживую' наблюдать по Интернету! Администратор системы, который находится на судейском судне, выдаёт подробности: 'Да, на каждой яхте Open 800 стоит прибор, совмещающий GPS-приёмник и GSM-передатчик. Местоположение автоматически передаётся на приёмный центр, где обрабатывается специальной программой и выкладываются в Интернет. Оперативность передачи данных такова, что пришлось даже её замедлить: были случаи, что 'береговой' матрос передавал сведения о противниках в маршрутной гонке (к примеру, ночью, когда друг друга не видно) на 'свою' яхту, а те оперативно реагировали. Пришлось ввести задержку в 0,5-1,5 часа. Откуда вся аппаратура? Компания, торгующая этим оборудованием, посчитала такое его использование хорошей рекламой, поэтому бесплатно укомплектовала все лодки и организаторов. Остаётся только абонплата за пользование GSM, но даже это нам оплачивает компания, заинтересованная в популяризации электронных карт'. Нужно ли всё это? Несомненно: он-лайн гонки привлекают на сайт зрителей, у команд появляются группы болельщиков. Таким образом яхтинг эффективно популяризуется, особенно среди молодёжи. Снимаю шляпу перед организаторами этой системы.

...Утром - вторая гонка. Ветер чуть свежее вчерашнего, временами даже вспоминаем про открен (в первой гонке - только закренивали). Снова повторяется вчерашняя картина: старт флота общий, но уже через 10 минут группа Open дружно уходит вперёд. А ведь лучшие свои качества эти лодки проявляют в сильный ветер, которым пока и не пахнет!

Отмечаю высокий уровень гонщиков нашей группы: грубых ошибок здесь не делают вообще, а за мелкие расплата следует незамедлительно. К примеру, когда на 'Крыльях советов' геннакер перекрутился при постановке, их тут же обошли сразу две лодки...

Сегодня уверенно выигрывает 'Ракета', чуть уступает ей 'Эльф'. 'Сантеры' снова в хвосте группы - маловато нам ветра: Да, этим необычным лодкам гораздо привольнее в море, где волна и ветер. Что они очередной раз и продемонстрировали на прошлогодней 'Питерской неделе', заставив соперников удивлённо констатировать: 'Да после лавировки их по корме и видно не было. Но как повернули на попутный курс - откуда только взялись эти 'Сантеры'?! Проехали, как поезд мимо нищего!..'

На берегу нас встречает Виктор с дымящимся жарким: 'Ну что, кушать будем?' Капитан и владелец яхты уже второй день трогательно исполняет функции 'экипажного папы': обеспечивает нас горячей пищей и припасами, утрясает все возникшие вопросы с организаторами и судьями, но сам в гонку не идёт: 'Да у меня и здесь дел хватает'. 'Витя, - говорю, - не обидно на свою лодку с берега смотреть?' 'Не, - улыбается, - для меня главное - это Кубок Волги, вот там и оторвусь. А сейчас даже боюсь раньше времени азарт сбить'.

Для нас регата закончена - почти всему экипажу на работу. А жаль: гонки  продолжаются...

Утром уходим обратно в Нижний Новгород. Мы с Димой Бабошко поглядываем на часы - ещё теплится надежда уехать из Москвы сегодня. Последние иллюзии рассеял буксир, прямо перед носом 'захлопнув' ворота нижегородского наплавного моста. Оказывается, на Волге и такие шлагбаумы бывают!

...

Уезжаю домой со смятением в душе. Почему наши гонщики всё ещё довольствуются давно устаревшими лодками? Почему в Украине до сих пор нет своих Open'ов? Ведь налицо все предпосылки: и средний финансово состоятельный класс к гонкам уже подтянулся; и жёстко лимитирующая система обмера не довлеет, как IOR в своё время (на ущербную от рождения НПОВФУ-99 внимания обращать не стоит - нет у неё будущего), и класс этот, в отличие от 'швертботистых' польских вариантов, полностью вписывается в ограничения ORC; и при желании сколотить 'общую тусовку' ехать в Россию недалеко (или они к нам); и транспортировка предельно упрощена самой концепцией класса...

Очень надеюсь, что построенные в Севастополе первые Т800 станут такими же 'первыми ласточками', какими в своё время были первые Алекстары 767 в России. Нет, верю в это!

...А ещё я верю в то, что в не слишком отдалённом будущем на очередную регату класса Open 800 прибудет уже почти родной мне Сантер 760 братьев Бабошко, официальное название которого с этой навигации - 'Журнал Фарватер'!

Богдан ПАРФЕНЮК, Журнал 'ФАРВАТЕР', / осень / 2005