Ассоциация крейсерских яхт класса Open800

Новости

"Новые русские яхты"

Новые русские яхты

...Он подошёл ко мне на бот-шоу и деликатно попросил:
- Богдан! Не мог бы 'Фарватер' уделить внимание украинско-российскому экипажу, который участвует в Чемпионате России? Мы с братом приглашаем Вас на любой этап.
- А в каком классе гоняетесь?
- Open 800.
Так я познакомился с Дмитрием БАБОШКО, старпомом гоночной яхты нового типа. И вдобавок получил прекрасную возможность увидеть такие лодки в деле. Упустить её было бы грешно. Да и читатели журнала, понимающие важность становления национального класса в Украине, получат отличную информацию к размышлению.
И я поехал в Москву...

Ретроспекция с вагонной полки.

'Mitsubishi Pajero' (бывшая 'Скорпио'), Москва. Тип - Алекстар-767. Корпус строился по схеме с несущей внутренней оболочкой ( Х-образной рамой и главным шпангоутом из углепластика). Нагрузки от рангоута воспринимает жесткий каркас из углепластиковых труб. Киль яхты (50% 'сухого' водоизмещения лодки) - длинный плавник с бульбом в виде 'молотка', отклонённый вперед на 5 градусов. Поднимается в транспортное положение сьёмной кран-балкой. Два выдвижных руля отклонены от вертикали на 7 градусов. Рангоут - углепластиковый. Вес мачты - 21 кг с такелажем, её гибкая верхушка позволяет автоматически 'сбрасывать нагрузку' на шквалах. Площадь грота 27 кв.м., стаксель 13 кв.м., спинакер 56 кв.м.
Обитаемость яхты минимальная (4-5 человек при недельном автономном плавании). Имеется две регулируемые подвесные койки для отдыха на ходу и ещё две стационарные на баках плавучести (подробнее о проекте на сайте www.kompanmarine.com).
Стараниями капитана и владельца Артема Сарксяна эта лодка за три года 'разогнана' и по праву считается одной из быстрейших.
'Mobile News' (более известна как 'Эльф'), Санкт-Петербург. Проект известных яхтенных дизайнеров Михаила Матаруева и Андрея Косоротова, построена их же руками. Интереснейший проект, который свои лучшие качества демонстрирует на острых курсах. 'Так мы её под лавировку и рисовали', - говорит Андрей Косоротов. Яхта уже 'разогнана', экипаж в гонке действует быстро и красиво.
Матаруев и Косоротов - авторы российской системы обмера RS 2000. Кстати: у их яхты балл - один из самых 'невыгодных' в классе. Абсолютная скорость - прежде всего.
'Кунашир', Долгопрудный. Тип - Алекстар-767. Владелец и старпом Олег Хахаев перед этим ряд лет гонялся на Алекстар-25 (те же обводы, но в исполнении 'круизёр'). На яхте очень сильная команда: все, кроме владельца, имеют квалификацию не ниже кмс.
'Аfrika', Нижний Новгород. Обводы и вооружение 'Ракеты', но рубка и внутреннее обустройство ближе к 'круизёру'. Это не мешает ей практически наравне соперничать с более лёгкими по классу собратьями.
'Ветер', Петрозаводск. Развитие идей, заложенных в Эльф: те же обводы, но с несколько большей высотой борта и другой формой рубки. В таком виде лодки были поставлены 'на поток' в Пскове. С конвейера, помимо 'Ветра', уже сошло несколько корпусов.
'Ef Education' (бывшая 'Кристалл'), Тольятти. Тип - Алекстар-767. Капитан В. Палиенко свой экипаж принципиально сформировал из непрофессионалов: 'Вот вместе новую лодку и осваивать будем'.
'Ракета', Нижний Новгород - тип LS-4080. Спроектирована Михаилом Тихоновым в сотрудничестве с Михаилом Матаруевым и Андреем Косоротовым. Очень сильный лавировщик, в 2003 году первая лодка этой серии заняла 3 место на Кубке Волги, выиграла Банковский Кубок, Кубок Алексеева и Чемпионат Москвы. Нынешняя 'Ракета' только что с конвейера, впервые спущена на воду уже по ходу регаты и довооружалась командой Глеба Сулоева практически в гонке.
Андрей КОСОРОТОВ: 'Мы устали смотреть, как весь мир гоняется на быстрых лодках, а мы - на том, что было построено 20-25 лет назад. Лодки сами стали появляться, а гоняться хочется с себе подобными'.

После развала СССР жизнь спортивного яхтинга как в России так и в Украине шла практически параллельными путями. Оставшиеся в наследство польские пластиковые яхты 'иоровской' эпохи да ещё более старые деревянные различного происхождения - вот основа гоночного флота. О новых проектах даже речи не было: в стране кризис за кризисом - тут выжить бы в принципе...

Но всё меняется. С конца 90-х в яхтинг стали возвращаться обретшие финансовую устойчивость 'старые кадры', появилась и новая группа яхтсменов - представители среднего класса. Началась массовая покупка подержанных яхт. Однако многим простого обладания предметом роскоши оказалось мало: мужская гордость потребовала достойно показать его в настоящих регатах. Но на старом далеко не уедешь, что подтвердилось в первых же соревнованиях с проектами 'помоложе'. Именно тогда и стали появляться частные заказы на постройку принципиально новых гоночных яхт.
Известному питерскому яхтенному дизайнеру Александру Тараненко было сказано: 'Чтобы быстрее всех, кого видим, и стильно'. Так родилась головная яхта серии Алекстар-767 - 'Скорпио'. Спущенная на воду в 2001-м, эта лодка своими рекордами скорости многих подтолкнула к действию. И процесс пошёл!

'Мы ввели гандикап, поскольку боялись потерять уже имеющиеся серийные яхты, спроектированные не по максимальным параметрам Т 800' - говорит капитан 'Аfrica' Алексей ЗРЯЧЕВ, - 'Посмотрим, как это будет работать. Никто ведь не мешает в дальнейшем Правила изменить'.

В следующую пару лет появились: Эльф и Сантер-760 в Санкт-Петербурге, LS-4080 ('Ракета') в Нижнем Новгороде, Рикошет-747 в Екатеринбурге. 'Самолёты' (так окрестили их сами яхтсмены) не имели себе равных на фоне старого флота. И это породило новую проблему: никто не хотел с ними гоняться, ни в одну из стартовых групп новые яхты не вписывались. Решение подсказала мобильность 'новичков': каждая из них ('по плану', а то и случайно) по весу и габаритам спокойно допускала транспортировку на трейлере. И, начиная с 2002-года, эти яхты в ряде регат уже составляли отдельную группу. В 2003-м эту группу включили в Банковский Кубок, Питерскую Неделю и Первенство Москвы, а на Кубке Волги в ней насчитывалось уже 8 вымпелов.

Именно эта регата стала определяющей, хотя и началась почти что скандально: 'самолёты' в первой же гонке пришли с таким отрывом, что большинство из остальных яхт по условиям зачёта гонки (130% от времени финиша лидера) получили ДНФ! Конечно, народ сразу опротестовал общий зачёт с 'новыми'. Но когда судьи по итогам регаты сделали 'сквозной пересчёт' всего флота (76 яхт), в призовой десятке оказалось 7 'новых' лодок, несмотря на их 'запредельные' гоночные баллы!

Виктор БАБОШКО, капитан Сантера-760: 'По клубам уже наметилась тенденция продать два-три старых 1/4-тонника и купить 'самолёт'. Народ потянулся к новому, прогрессивному...'

Вот так родилась идея создать класс, 'законно' объединяющий новые лодки в зачетную группу. 14 декабря 2003 г. на конференции под Нижним Новгородом капитаны 'самолётов' и представители нескольких российских верфей приняли согласованные с ВФПС Правила класса, проекты Устава и Учредительного договора Ассоциации класса Open 800. Её первым президентом стал Артём Сарксян.

Артём САРКСЯН, президент Ассоциации Open 800, капитан 'Mitsubishi Pajero': 'Есть предпосылки, что Open 800 в ближайшие годы будет переживать быстрый рост'.

В основу Правил была взята концепция свободного класса Т800 (детище Альберта Назарова, разработанное в содружестве с Александром Тараненко, Михаилом Матаруевым и Андреем Косоротовым). Ограничиваются лишь габаритные размеры, а также минимальное водоизмещение. Оборудование и снабжение яхты - в полном соответствии с ORC. Приветствуются любые усовершенствования для увеличения скорости и возможность транспортировки на трейлере. Главное отличие от Т800 - применение гандикапа для пересчёта гоночных результатов в соответствии с RS 2000. Это был компромисс, достигнутый капитанами уже существующих трейлерных 8-метровых яхт. Получился 'уровневый' класс, аналогичный по концепции 'тонным' классам IOR.

По данным с официального сайта Ассоциации (www.open800.ru) сейчас в России уже 26 яхт нового класса: Сантер-760 (9 вымпелов), Алекстар-767 (3), LS-4080 (3), Рикошет-747 (9) и 2 яхты по индивидуальным проектам. Строятся еще 7. Участие в Кубке России-2004 подтвердили 12 экипажей.

Яхта по имени Сантер.

Разработка конструкторского бюро из Финляндии 'Форсбом яхт дизайн' (Forsbom Yacht Design). Основная идея проекта: небольшой, относительно недорогой, лёгкий и быстрый, непотопляемый трейлерный гонщик-круизёр.

Длина 7,60 м, ширина 2,5 м, осадка (киль поднят/опущен) 0,4/1,8 м, водоизмещение 850 кг (реально наша яхта в обмерном состоянии 'затянула' 1030 кг). Обводы корпуса от прямоштевневого острого носа постепенно переходят в широкую и плоскую корму.
Корпус 'сэндвичевой' конструкции, с заполнителем из специального пенопласта. В местах повышенных нагрузок заформованы силовые вставки из углепластика. Также из углепластика выполнены перо руля и пилон киля, на конце которого свинцовый бульб весом 300 кг. Перо и киль подъемные, кинжального типа. Ноу-хау верфи: конструкция колодца киля выполнена таким образом, что при посадке на мель киль отбрасывается на угол 30 град., при этом гидравлический амортизатор поглощает энергию удара (производитель гарантирует работу устройства на скоростях удара до 5 узлов). Кстати, это качество наш экипаж проверил накануне старта регаты. Скорость при ударе наверняка была выше гарантийной, и 'щёчки' на задней кромке пилона немного помялись. Ничего, подрихтовали молотком и пошли в гонку. Кто знает, как бы аукнулось, если бы киль ставился 'жёстко'...

Широченный кокпит открыт в корму. Отформованы ножные леера, укреплены две сетки-сумки для концов и футляр для ручки от лебёдки. Колодец киля и его полиспасты прикрыты пайолами - не зацепишься. Единственное, что сразу не понравилось, - исполнение входа в каюту: масса острых углов, страшное место для геннакера, который в каюту убирается (перед гонкой мы все эти углы обильно скотчем заклеивали).

Рангоут алюминиевый, 'Sparcraft'. Мачта раскреплена штагом и двумя парами вант с сильным разворотом краспиц в корму. Для придания ей нужного изгиба установлены ромбованты. Никаких бакштагов, вооружение 3/4. Для компенсации нагрузок от топового геннакера заведён кевларовый ахтерштаг с 'удочкой' на мачте. Функцию топенанта грота выполняет 'жёсткая' оттяжка гика (Boom kicker). На 'хитрой', сферической формы, рубке привинчены стопора снастей, из которых наиболее нагруженные направлены в сторону палубных лебёдок. Так что для работы со шкотами, брасами, фалами и риф-шкентелями достаточно всего двух лебёдок. Ну и, конечно, 'джентльменский набор' из кареток и погонов, всё это харкеновское (что, впрочем, не гарантирует безотказность: 2 стопора 'полетели' в моём присутствии!).

Грот со сквозными латами 24 кв.м., стаксель 12 кв.м. На выдвижном кевларовом бушприте выстреливается геннакер (65 или 40 кв.м.). Спинакер не предусмотрен. Хорошая энерговооружённость лодки в сочетании с 'опорной плоскостью' в корме недвусмысленно заявляет о потенциале на 'полняках'. Говорят, профессионалы разгоняли эту лодку до 20 и более узлов!

О круизёрских качествах. На удивление просторно внутри лодки: мы вольготно расположились вчетвером вокруг столика (на пиллерсе укреплён). 'Гробы' длинные, за спальное место можно набросать ещё груду вещей и снаряжения. Торчащий у подволока бушприт сперва мешает, но потом даже удобно: мы на нём одежду развешивали. Конечно, голые борта обшивки и торчащие из подволока болты вряд ли по душе эстетам, но - такова скоростная яхта. Потрясающе удобен изолированный рундук в центре кокпита: туда помещаются подвесной двигатель, канистры, якорь, канаты, кранцы, ведро и пр.

В России производством и продажей Сантеров-760 занялась компания 'Белламер'. Построено их уже более десятка. А первой была яхта 'Гоу', которая выступила в ряде регат сезона-2002 в Санкт-Петербурге (матч-рейсы) и на Чёрном море (занимала 2-3 места в группе).
Сантеры заявили о себе в полный голос на российских регатах 2003 года. В восьмёрку призёров Кубка Волги вошли 3 яхты этого класса. На Питерской Неделе результаты ещё убедительнее: все три призовые места заняли Сантеры, причём в соперничестве с такими ходоками как Эльф, Алекстар-767... Лодка подтвердила свою любовь к полным курсам, особенно в бурных условиях.

Этот интереснейший финский проект реализуется в 9-ти европейских странах. Не исключено, что со временем он станет столь же 'культовым' как и Мэлджес, предпосылки для этого есть.

Братья Бабошко.
Они - основа нашего интернационального экипажа. Определение 'с пелёнок под парусом' к ним не относится: Виктор - альпинист, Дима - горный турист. А в яхтинг пришли в 2001 году: купили крейсерский швертбот класса 'микро' Ал-550 (сварная алюминиевая яхта, спроектированная, по слухам, КБ Сухого во времена увлечения конверсией. Построена в Комсомольске-на-Амуре). Это был чистый 'турист', весом 1 тонна, замечательно подходящий для отдыха семейством. Так в первое время и ходили - с жёнами и детьми. Но погонялись как-то в Верхневолжской регате - и 'заболели'.
В 2002-м братья уже участвуют в серьёзной маршрутной регате Свежий Ветер (он же Кубок Волги). 380 миль в двухнедельной серии гонок на дистанции Ульяновск-Тольятти-Ульяновск. Свежая погода, ночные вахты, накапливающаяся усталость, поломки, нештатные ситуации... 'Там мы поняли, чего стоим, - говорит Дмитрий. - На тот момент для нас было достижением пройти все этапы'. Потом были Верхневолжская регата, Аякс-трофи (чемпионат Москвы в классе 'микро') и другие.
В навигации-2003 хотелось уже не просто участия, но конкретных результатов. И они пришли: 1-е место в Аякс-трофи, 6-е на Кубке Волги (вполне прилично, учитывая, что соперниками были лёгкие Рикошеты и Алекстар-18). На бурной Верхневолжской регате яхты и на берег выбрасывались, и даже тонули, а Бабошко прошли её вполне достойно.
'Гоночная болезнь' - штука заразная. Старый добрый Ал-550 был хорош, однако в гоночном смысле из него выжали всё, что можно. Появились мысли о новой лодке. А тут в регатах стали появляться Алекстары-767, Ракеты и Сантеры. Виктор все лодки смотрел, с капитанами общался...
И прошлой зимой купил 'самолёт'.
Экипаж машины боевой.
Чтобы побеждать, мало купить 'самолёт' - нужно ещё стать пилотом-асом. Братьям Бабошко хватило мудрости это в полной мере осознать и пригласить в экипаж яхтсменов с опытом.
Первый, конечно, Юрий Фирсов. Гонщик-профессионал, участвовал в 5-ти Чемпионатах мира, призёр Чемпионата Европы, неоднократный победитель Чемпионатов России. Участвовал в советском проекте 'Фазиси'. Дважды гонялся на дистанции Сидней-Хобарт. Сейчас представляет Россию в классе 'Звёздник' и гоняется в матч-рейсах с экипажем Андрея Арбузова (в России это команда номер 1, а в мировой 'табели о рангах' она 16-я). Мастер спорта международного класса, яхтенный капитан.
Дмитрий Шманов и Сергей Малиновский тоже опытные яхтсмены, пришедшие на 'крейсера' с катамаранов Торнадо. В прошлом году они весьма успешно 'объезжали' Сантер на Питерской Неделе и в Ахмад-регате, посему к этой лодке им не привыкать.
Михаил Михайлов (присоединится на следующей регате). Участник гонки Уитбред на 'Одессе-200'. Рулевой в ряде регат на Сантерах, где занимал призовые места.
Женя Свиридов. Самый молодой в экипаже. Участвовал с братьями Бабошко в Кубке Волги и местных гонках 2003 года.
Стратегическую задачу на сезон капитан сформулировал, обращаясь к брату Диме и Жене: 'Смотрите, учитесь, запоминайте. Юра с ребятами через год на другую лодку пересядут, а мы к этому времени должны на нашей яхте знать и уметь ВСЁ. Ясно?'

Место встречи.

Для большинства яхтсменов Москвы Клязьминское водохранилище 'домашнее'. В ряду яхт-клубов (они цепочкой вдоль берегов) нахожу 'Аврору'. Долго объясняю вооружённым мужикам с рациями, к кому пришёл. В конце концов, один из 'секьюрити' провожает меня на пирс и, убедившись, что я таки 'свой', уходит. Охрана тут недаром хлеб ест.

Сегодня - день сбора регаты Кубка Вызова, первого этапа Чемпионата России. К слову, о самом Чемпионате. В отличие от украинского, проходящего 'в один присест', российский состоит из 8-ми этапов на разных акваториях. Это и короткие московские регаты (Кубок Вызова, Кубок Москвы, Кубок Федерации, Осенний Кубок), и многодневные маршрутные Кубок Волги, Кубок Нижнего Новгорода, Кубок Онего, Кубок Санкт-Петербурга. В зачёт экипажам идёт занятое в каждой регате место, а при итоговом подсчёте результатов выбрасываются 2 худших из 8-ми. Стало быть, участвовать в российском чемпионате дороже и хлопотнее, зато результат по определению более объективный.
У одного из бонов клуба сгрудились яхты класса Open 800. Среди них и наша.

Предгоночная суета.

Команда в темпе 'фортиссимо' устраняет бесконечные 'последние недоделки'. Быстро знакомлюсь и включаюсь в работу.
Подходит капитан Виктор: 'Пока есть время и ветер - выходите на тренировку. Остальное вечером доделаем'.
И ко мне: 'Ты будешь смеяться, но экипаж друг с другом только сегодня перезнакомился. Надо их отправить, а то если распределять обязанности уже в гонке - совсем грустно будет. Кстати, тебя я тоже заявил'...

Вечером мы ещё клеили рекламу на корпус, эмблему и номер на парус, ставили дополнительные оттяжки, обматывали что-то изолентой...

На экипажном ужине Юра произнёс тост: 'За капитана. Ему удалось собрать команду, в которой все работают без лишних слов и указаний - это многого стоит'.

Кубок Вызова: гонка №1.

В воскресенье, под нудным обложным дождём лодка сопровождения (она же - репортёрская), взяв на буксир наш 'Сантер', пошла по каналу имени Москвы к Пестовскому водохранилищу.
Рядом со мной Дима Шманов. Он лоцманит - эти места для него родные. Дима рассказал мне про московские клубы. Процесс коммерциализации затронул всех по-разному и условия есть разные по 'крутизне' - как и у нас. Только расценки сильно отличаются. В 'крутых' клубах владелец плавсредства выкладывает за сезон $1500 - сравнимо с нашими. А вот самые дешёвые стоянки для яхт - порядка $500, при условии участия в гонках за данный клуб (иначе дороже). М-м-да-а.

Итак, Пестовское водохранилище ('кишка' порядка 15 км и шириной 0,5-1,5 км), предстартовые манёвры флота в 42 яхты.

Отмечаю сходство в организации российских и украинских регат: славянская расхлябанность (пол-флота пришло на старт с опозданием), которая остаётся безнаказанной. А ещё: окончательно схема дистанции становится известной непосредственно перед стартом, судьи объясняют, что и как огибать, в мегафон с катера. Забегая вперёд, хочу отметить, что перед стартом второй гонки на все яхты выдали отпечатанную схему дистанции - совсем другое дело. И что меня действительно поразило: оперативность размещения информации о регате в сети Интернет - сведения выкладывались с задержкой всего до пол-суток.

Старт первой 10-мильной гонки раздельный, интервал между группами 5 минут. Сначала на дистанцию уходят 'полутонники', затем наиболее массовый флот 1/4-тонников, за ними 'мини'. Ещё через 5 минут стартуют 800-е. В числе первых со старта рванула жёлтая 'Mitsubishi Pajero'.
Лодки разбрелись в поисках 'своих' курсов и галсов. 800-е быстро догнали 'мини' и 1/4-тонники, в средине дистанции царил хаос. 'Расклад' чётко наметился только на верхнем знаке. Первой из 800-х на попутный курс увалилась 'Mobile News'.

Примерно в это же время нас настигла 'Крымка' с грозной надписью 'Инспекция'. В лодке - небритый мужик в пятнистом бушлате с автоматом (!) - ни дать, ни взять, партизан из дремучего леса. 'Почему гонка не согласована, - гремел инспектор, - половина яхт без номеров, техосмотр никто не проходит, что за самодеятельность!?' Мы ему: мол, судейский катер вон там, с ними и говорить надо. 'Всегда так. Никто ничего делать не хочет', - прокричал обиженный 'партизан' и умчался.

А знак тем временем обогнули ещё два Алекстара - 'Mitsubishi Pajero' и 'Кунашир'.
Вот и наш 'Сантер' подходит. Практически одновременно с ним - 'Ветер'. 'Сантер' имеет преимущество 'внутреннего', но... что это? Поворотный буй вдруг 'прилип' к борту. Зацепили килем. Тут нельзя не отметить: торчащий вперёд бульб собирает на киль всё, что найдёт. Как для реки - ужасный недостаток.
После серии манёвров и повторной 'раскрутки' вокруг буя 'Сантер' ложится на полный курс, в погоню за ушедшим 'Ветром'.

На финиш с приличным отрывом от 'своих' и 'чужих' абсолютно первой пришла 'Mobile News'. За ней 'Mitsubishi Pajero', но по пересчёту сдала вторую позицию 'Аfrika'. Четвёртым стал 'Кунашир', пятым - 'Сантер'. Ещё две лодки не вложились в контрольное время.

А в это время в яхт-клубе вооружалась привезённая накануне 'Ракета' - ещё один 800-й.

Кубок Вызова: гонка №2

Понедельник. Идём на старт 2-й зачётной гонки, в соседнее Пироговское водохранилище.
Гоночные данные: петля лавировка-фордевинд, дистанция 9,5 морских миль.
Снова раздельные старты по группам. 800-х сегодня уже 8 вымпелов.

После короткой лавировки и огибания знака ситуация на дистанции напоминала вчерашнюю. 'Mobile News' впереди, за ним 'Mitsubishi Pajero', 'Ракета' и 'Кунашир'. В центре регаты - 'Африка'.

В жёсткой борьбе под геннакерами наш 'Сантер' и 'Ef Education'. Поворот, снова поворот, ещё... Вдруг Алекстар неестественно подпрыгнул и замер с сильным креном. Мель!
Пол-часа в холодной воде команда толкала висящий на киле корпус. И только после этого согласилась на буксир. 'Маринер-30' нашей лодки взревел, ребята закренили яхту - с трудом, но сошла. Благо, киль цел - скорость при посадке была приличная.

Тем временем основной флот уже обогнул нижний знак, началась длинная лавировка. Именно на ней определился новый лидер - 'Ракета'. К финишу эта яхта 'привезла' ближайшей ('Mobile News') метров 300-400. Но кто знает, что получится после пересчётов: новая яхта ещё не успела обмеряться...

А напоследок я скажу...

Самое большое впечатление, привезённое из Москвы , - подавляющее преимущество яхт 'Open 800' перед остальным флотом. В обоих достаточно коротких гонках, стартовав через 20 минут после 'полутонников', уже через 6-7 миль 800-е стабильно уходили вперёд. А что же будет, когда ветер позволит им выходить на глиссирование?! При этом, в отличие от польских 730-х, все новые яхты полностью соответствуют правилам ORC. Значит, на них можно ходить как угодно далеко. Может, и Украине стоит пристальнее к ним приглядеться?

Для нашего 'Сантера' регата получилась очень неудачной, как по объективным (нам было мало ветра), так и по субъективным (экипажу бы ещё сработаться) причинам. Но верится, что этой симпатичной команде с опытным капитаном по силам намного большее. И мы ещё услышим о победах яхты братьев Бабошко - Виктора из Москвы и Димы из Белой Церкви. Яхты, на ахтерштаге которой развеваются сразу 2 флага: Украины и России.

08.10.2004