Ассоциация крейсерских яхт класса Open800

Новости

Новости от яхты Эльф

Одна тридцать пятая часть Кубка

Чтобы немного обрисовать что представляли собой гонки Кубка, попробую рассказать об одной из гонок. Пусть этой гонкой будет четвертая гонка Петербургской парусной недели.

К старту гонки, к 11 часам утра, народ потянулся загодя. Первой от стенки ушла «Pajero», за ней потянулись остальные. Ветерок тянул слабенький, но, еще был. Подойдя к стартовой линии и отметив признаки дальнейшего ослабления, экипаж недовольно начал обсуждать версию о гонке по кислякам. За лето они нам изрядно надоели, а Парусная неделя с самого начала радовала нас свежими ветрами. Как бы там не было, погоду выбирать не приходится, начали готовиться к старту. Наша стартовая группа – четвертая, сразу после яхт «Л-6». Первые две группы, «цетусы» и «однотонники» ушли со старта более или менее благополучно, но по ним уже было видно, что на дистанции им не просто. Одни лодки еще идут, а другие уже попали в полосу совсем слабого ветра. Мы, яхта «Mn» заняли позицию возле стартовой вешки и не отходили от нее далее трех-пяти корпусов, опасаясь , что к моменту старта ветер кончится совсем. Примерно так оно и вышло. К старту «шестерок» ветра в районе стартовой линии практически не стало, и стартующие яхты беспомощно зависли у линии. Ко времени нашего старта часть «шестерок» так еще и не стартовала. Мы в это время были ближе всех к старту, но в не очень удачном месте. Чтобы стартовать надо было пробраться между несколькими яхтами. Кое как с этим справляемся. Стартуем. Практически сразу по носу медленно проходит «Звезда», стартовавшая более удачно. Она на правом галсе, уходит влево. «Кунашир», недалеко от нас плотно зарубился с «шестерками», и оттуда доносятся возгласы взаимного неудовольствия. «Pajero» находится в самых плохих условиях. Он стоит среди еще не стартовавшего флота, метрах в пятидесяти от стартовой линии. Где стартуют «сантеры» и «Ветер» заметить не успеваем. В районе стартовой линии собралось уже три стартовые группы. Проходим еще немного левым галсом и поворачиваем. Краем глаза успеваю заметить неудовольствие на «Ракете», они попали прямо в нашу «отработку». Время выбирать, как будем проходить Бьерке-Зунд. Для начала получается лавировка с выгодным правым галсом. Большие яхты, в основном, ушли влево, часть из них уже достаточно близко подошла к островам, но явно видно, что ветра там не больше, чем у нас. «Звезда», раньше всех «опенов» ушедшая влево, уверенно отрывается. «Кунашир», наконец-то вырвавшийся со стартовой линии, пошел вправо, под берег. Ветер все больше и больше слабеет. Вода становится зеркалом, исчезают последние полоски ряби. Полный штиль. К этому моменту «Ракету» как-то протянуло и она в десятке корпусов слева от нас, и несколько впереди. Мы негромко обсуждаем: «Молодец у них кэп, умеет заставить идти лодку в таких условиях». «Кунашир» застрял сзади и справа. Ему там явно не хорошо. Незаметно подкрался «Ветер», он в нескольких корпусах за «Ракетой» и поближе к нам. Тоска зеленая. Народ на лодке даже говорить начинает полушепотом, все сидят, боясь пошевелиться. Ход – ноль.

-         Ну, что ж, понаблюдаем, - говорит Мишаня Чайкин занесенную им с Ванечкой с «Багиры» на нашу лодку фразу. Она у нас хорошо прижилась.

Начинаем наблюдать. Через какое-то время становится заметно, что лучше всех чувствуют себя «Белая ночь» и «Асмодей». Они впереди нас и чуть правее. Начинают понемногу потравливать паруса. Похоже отход. Через несколько минут доходит до нас. Потравливаемся и начинаем разгоняться. Выиграла все же правая сторона. Проезжаем «Ракету», быстро приближаемся к «Звезде». Мы волнуемся, только бы успеть проехать «Звезду» до того момента, когда и до нее дойдет ветер. Проезжаем «Асмодей» и «Белую ночь», отходит еще больше, стараясь не раскачать лодку, ставим генакер. «Звезда» тоже ставит генакер, за ней по мере прихода ветра, все остальные. Но ветра у них пока меньше. «Звезда» на траверзе, наши скорости выравниваются. Мы довольны, но расслабляться нельзя. Иван пытается выжать из генакера все возможное и невозможное. Остальные усиленно крутят головами и делятся соображениями. Пытаемся понять, что будет с ветром в дальнейшем. Все большие яхты ушли далеко влево, и мы их сейчас со «свистом» пролетаем. Свист представляет собой ветер в пару метров в секунду. Но и он начинает умирать. Вместе со «Звездой» становимся лидерами всего флота, но скорость неуклонно падает. Ванечка делает все, чтобы не уронить генакер. Это ему удается дольше, чем «Звезде», но, к сожалению, не надолго. Все. Ветер у нас кончился. Начинается откровенная стяжка сзади. К нам подбираются «Ветер», «Ракета», один из «сантеров», да и «Кунашир» с крайне неудачно стартовавшей «Pajero» подтянулись. Мы ждем следующей раздачи. Вскоре, слева,  большим яхтам становится хорошо. Они явно начинают разгоняться. «Звезда» так же это заметила и направилась влево. Мы с ними согласны и поворачиваем туда же. С берега начинают приходить усиления. Все приходит сзади. К соперникам раньше, чем к нам. Они поджимаются. Как на зло сходимся с «Интерлопером». Он чуть на ветру, но мы идем быстрее. Пытаемся забраться повыше, - не пускает. Приходится идти низом, и как и ожидалось, проехать тень от девяностометрового спинакера мы не в состоянии. Накрыв нас, он проходит, и мы понемногу начинаем набирать высоту. Ерзать на курсе не хочется, боимся выпасть из полоски, но ничего не остается. Тешим себя надеждой, что еще немного усилится и он уйдет вперед. «Звезда» закрепилась метрах в ста впереди. Сзади начинает нарастать какое-то приглушенное шелестение, похожее на звук далеко шумящей воды. Приглядываемся. Так и есть. Мощное усиление сзади. «Цетусы», которых оно зацепило уже несутся, распустив пенные усы. Нам остается только ждать. Ждем не долго. Ветер доходит до нас и вместе с ним прилетает «Bellamer». Прежде чем мы успели разогнаться он доходит почти до нас, но порыв уходит дальше и наши скорости выравниваются. Начинается борьба с «Bellamerom». Порывы приходят с берега и ему достаются раньше. Кроме этого, имея вес на 300 кг меньше нашего и генакер под 60 метров, против наших сорока пяти, он быстрее разгоняется. Порыв, - он вырывается. Ослабевает, мы потихоньку уходим, стараясь понемногу набирать высоты. Задача лишить его возможности получать усиления первым. Наконец-то выходим из пролива за мыс. Ветер заходит и становится менее рваным. Это нам на руку. «Bellamer» не может нас больше прикрывать, и мы выходим ему на курс. Скорость 6,5 – 7 узлов. Захватывающая дуэль. Видно как на «Bellamer»-е народ прилагает все усилия, чтобы отвоевать несколько сантиметров. Мы тоже не имеем возможности расслабиться, хотя непосредственная угроза с их стороны уже миновала. Теперь задача удержаться. Непрерывно, работаем с гика-шкотом и шкотом генакера,   стараясь отработать малейшие изменения в силе и направлении ветра. Флот «опенов» опять собрался в плотную группу. Впереди в 80-100 метрах «Звезда», мы вторые. За нами «сантер». С подветра, в сотне меров, почти на траверзе «Pajero» с «Кунаширом».

-         Выбрался, - сказал Майкл, кивая на «Pajero».

Для удобства общения, так, как у нас два Михаила, Матаруева зовем Майклом, а Чайкина – Мишаней.

«Ракета» впереди и ниже «Pajero». Ее положение, примерно, третья – четвертая. «Ветер» несколько отстал, но не сильно. Второго «сантера» найти так и не смогли, но где то тоже здесь. Вокруг целый флот яхт. Идем вместе с «цетусами».

Скоро огибать маяк Выборгский. Выходим на него именно тем курсом, на котором легко загреметь на каменную косу возле маяка. Майкл отправляется штурманить. Решаем проходить вплотную к камням, чтобы выиграть еще несколько метров. Майкл командует из рубки:

-         Можно чуть привестись. Многовато. Давай пока так.

Обсуждаем по какой глубине будем проходить. Мы самые левые во флоте. «Bellamer» из кильватера спустился пониже. Не хочет рисковать, оставил нас плавучим эхолотом. Коса уже рядом. Чтоб зря не нервничать прошу убрать с наружных приборов показания эхолота. Этим занимается сейчас Михаил, прекрасно проведет и без нас. Наше дело сейчас – ход. Проходим маяк. На огибании на пару десятков метров подтягиваемся к «Звезде». Дальше лавировка на скалу Халли. Надо принимать решение, как пойдем лавировку. Немного проходим после огибания и делаем поворот. «Звезда» уходит вправо, мы, - влево. Минут через пятнадцать поворачиваем, «Звезда» поступает также. Сходимся. Остались при своих. Недалеко проходит «Ракета». Она явно подтянулась.

            Меняемся с Майклом местами, он на руль, я штурманить. Несколько часов рулежки в Бьерке-Зунде вымотали напрочь. Начинаем строить версии о том, как будет меняться ветер. Рассматриваем облака. Меж тем идем вправо. Практически все остальные наши друзья-соперники идут влево. Только «Ветер» идет следом за нами. Обсуждаем, не зря ли бросили соперников. Успокаиваем себя тем, что на предыдущем хождении влево-вправо никто ничего не выиграл. Слева приближается облако и начинается отход ветра. Нам здорово не по себе. Пытаемся успокоить себя тем, что это наверное дует из под тучки, и отход местный. Соперники далеко слева и оценить их положение, относительно нас, по генеральному трудно. Пройдя еще немного не выдерживаем, поворачиваем на правый галс. Через полчаса видно, что все «опены» повернули и идут контр-галсом. По мере приближения к ним понимаем, что проиграли, и сильно. Впереди уже кроме «Звезды» и «Ракета» и «Pajero». Ругаемся. Это называется сходили под тучку. Судорожно пытаемся понять, что будет с ветром дальше и продолжаем идти влево. Все идут вправо. Только «Ветер» опять за нами.

На лавировке в такой ветер, примерно в 6 м/сек практически все наши лодки идут вровень. Иногда появляется легкая тенденция уходить от остальных у «Ракеты», «Звезда» и у нас. Но это копейки, по сравнению с тактическим выигрышом. Идти следом за остальными у нас нет ни какого желания. Даже если догоним «Pajero» все равно останемся должны по пересчету. Необходимо выигрывать.

Опять попадаем в отход. Ну, это уж слишком. Поворачиваем. На схождении видим, что проиграли еще больше. Решаем пока воздерживаться от резких движений и лавируем вдоль генерального. Соперники тоже сильно не разбегаются, держатся кучно. Такое впечатление, что «Ракета» догнала «Звезду». Стараемся отключиться от мысли, что сильно проиграли, впереди еще две трети гонки, надо бороться. Лезу внутрь, минут десять пялюсь на трек пройденного пути, отрисованный на карт-плоттере. Начинают появляться отголоски здравых мыслей. Выбираюсь на палубу, сажусь на откренку и начинаем заново проходится по всем изменениям ветра с начала лавировки. И тут до нас наконец-то доходит, что это не очень периодическое, но стабильное изменение направления ветра в определенном секторе. Крайние значения хождения ветра мы уже определили. Осталось только понять куда он пойдет в следующий раз и, в нужное время оказаться в нужном месте. Еще разок все обсудили и решили, что пойдет вправо. Дальнейшая наша задача – грамотно уйти от соперников. Они прекрасно зная, что лавировка – наш любимый курс, бросать нас особо не планировали. Три лодки впереди. Скала Халли уже рядом. Скоро огибать и на Нерву. Огибание формальное, генеральный курс практически не меняется. Лавировать еще до Нервы. Поворачиваем. Через минуту уже все ближайшие «опены» лежат на нашем галсе. Контролируют. Меж тем начинает все больше раздувать, появляется волна. Скорость максимальная для лавировки - 6,3 узла. Немного брызгает, но не часто. Наша лодка прекрасно ведет себя на волне. По сравнению с четвертьтонником ее заливает заметно меньше, не смотря на то, что борт ниже.

У нас появляется хороший план, как избавиться от контроля. Решаем при прохождении Халли сделать через небольшие интервалы времени несколько поворотов и запустить соперников влево. Не матч-рейс все же. Не станут же они за нами каждые пять минут поворачивать. Удалось. Все уходят влево, мы в право. Действительно, начинается заход, но не сильный. Через полчаса-час возвращаемся к линии генерального пути. Немного отвоевали. У «Pajero» проходим по носу, но очень близко. Раздувает все больше, и становится заметно, что «Pajero» стала несколько отставать ходом. Опять уходим в право. И, вот оно! Свершилось! Ветер доходит до своего крайнего правого положения. Все. Мы выиграли. Дальше наше дело удержать позицию. Как говорит один наш старый друг: «Проявился, - закрепись!». Идем «закрепляться». Выходим примерно в кабельтове впереди «Звезды» и «Ракеты». Мы довольны до крайности. Сработано чисто! Огорчает только предстоящий бакштаг. По такому ветру полетим мы будь здоров - узлов 13-14, но «Звезда» с «Ракетой» еще быстрее. «Кунашир» и «Pajero» в таких условиях тоже идут быстрее нас, но они здорово отстали и им придется много наверстывать.

Огибаем о. Нерва. «Звезда» и «Ракета» идут борт о борт по внешней по отношению к нам дуге. Теперь уже Майкл просит в свою очередь, чтобы отключили вывод глубины на внешний дисплей. Проходим вплотную к острову. Я не отрываюсь от карт-плоттера и показаний эхолота. На остров стараюсь не смотреть. Кажется, что до него можно дотянуться рукой. Потравливаемся. Скорость уже больше восьми узлов. Подходим к подводному камню на южной оконечности острова. На электронной карте плоттера он почему-то не показан. Ограничительную точку пришлось поставить с бумажной карты. Но все равно страшно. Непрерывно слежу за эхолотом. Вот оно - резкое падение глубины: 18, 11, 6 метров. Кричу:

-         Привод! Резко! На девяносто!

На эхолоте за несколько секунд: 6, 10, 18, 30 метров. Все. Прошли.

-         Валимся.

Мишаня оглядывается и говорит:

-         Посмотрите на нижегородцев.

Ракета и Звезда повторяют наш маневр на внешнем круге. Плоттера у них нет, да и проходят они это место второй раз в жизни. Но мы довольны. Еще пара-тройка десятков меров наши.

            Все. Нерву загнули. Поворот фордевинд. Ставим спинакер. Ванечка берется за свои любимые брасы. Майкл передает Мишане руль. Полетели. Волнишку раскачало уже приличную. И ветер баллов пять. Погодка – чудо. Скорость меньше десяти не опускается, а с волны разгоняемся до 13 – 14 узлов. Хорошо. После откренки и брызг можно расслабится и отдохнуть. Быстрый, но комфортный полет. Единственно, что не рекомендуется, так это стоять в кокпите не держась. Легкое движение рулем просто уносит лодку из под ног на такой скорости. После предыдущей, третьей гонки, когда раздуло до верных шести баллов и скорость на бакштаге доходила до 17,3 узла условия в этой гонке казались оптимальным сочетанием скорости и комфорта. Что нас беспокоило, так это «Звезда» и «Ракета». «Звезда» развесив свой пятидесяти шести метровый спинакер наезжала с каждой волной. Они идут бакштагами, мы тоже поворачиваем в контроль за ними, но идем пополнее, оставаясь всегда ближе к генеральному курсу.

Макс, пятый член экипажа, который к нашему большому огорчению, отгонялся только одну серию в Кубке, пошел за видеокамерой.

-         Красиво идет! – Макс навел камеру и радостно улыбнулся. Он улыбается по любому поводу и как показала практика это очень хорошо сказывается на ходовых качествах лодки.

На полпути к скале Халли нас догнала «Звезда». Она явно стараясь с нами не «зарубится» и пошла повыше. «Ракета» не так быстро но тоже догоняет. Ветра еще немного добавило, и уже на подходе к Халли «Звезда» делает поворот и уходит в право. Мы решаем, что они собрались оставить Крестовую отмель по левому борту и уже начали радоваться, что победа у нас в кармане. Этот лишний на наш взгляд зигзаг должен выйти им боком. Как же мы заблуждались... Через полчаса до нас доехала «Ракета», но не успев обогнать срубила генакер. Судя по тому, как народ у них начал что-то делать у мачты, явно со спинакер-фалом, мы решаем, что у них не все в порядке. Так оно в общем и оказалось. Через несколько минут они поставили генакер, но меньшей площади и более плоский. Сразу стало заметно, что все преимущество в скорости ими потеряно. Мы еще пообсуждали дела «Ракеты» и Макс сказав, что пора и о душе подумать, ушел готовить ужин. «Ракете» было не просто на Парусной неделе. Половина экипажа на лодке гонялась впервые и капитану Рогову Владимиру в этой серии гонок было, надо думать, очень не просто. Пройдя с нами еще с полмили «Ракета» повернула и ушла вслед за «Звездой». Мы пошли дальше, на Крестовый.

Маскс сготовил чудо-ужин, мы поели, посменно, естественно. Умяв свою порцию, я подменил сначала Мишаню на руле, потом Ивана на брасах и пребывал в самом возвышенном расположении духа. Сзади никого не видно, «Ракета» со «Звездой» пошли длинной дорогой. Что нам еще желать?

Постепенно, в сумерках, ветер начал ослабевать, и довольно активно. Это нас особо не огорчило. К ночи скисало, явно, везде. Подумаешь, финишируем на час-другой позже. Беспокоиться мы начали только когда почти совсем стемнело. Привлек наше внимание белый огонь несколько правее и впереди. Вскоре справа стали заметны и другие ходовые огни. Тут то и поняли мы свою ошибка. То, что принимали за всеобщее равномерное ослабление ветра, было ослаблением, распространявшимся от левого берега. Мы в него попали первыми. Кроме этого, те, кто ушел изначально вправо, могли теперь идти заметно круче нас и, следовательно, быстрее.

Белый огонь впереди скрылся за мысом.

-         «Звезда» прошла Маячный. – Сказал Михаил, отрываясь от бинокля. – А первый справа – «Кунашир».

Ну, дела. Прошли короткой дорогой!

На подходе к Маячному ветер едва тянул. Мы плелись полным бакштагом, едва удерживая спинакер. Волна осталась все же порядочная. Паруса хлопают. Не отрываясь следим за «Кунаширом». Успеем или нет пройти у него по носу? Как только он дойдет до нашего курса ему придется увалиться практически до фордевинда с генакером и мы окажемся в более выигрышном положении под своим спинакером. Успели. «Кунашир» остался сзади метрах в тридцати. Осталось всего ничего. До финиша – рукой подать.

-         Гонка начинается заново. – Говорит Майкл и мы начинаем обсуждать, как лучше пройти этот оставшийся кусочек дистанции. В наши обсуждения вмешивается вызов по радио. «Звезда» запрашивает судейское судно, пытаются узнать их координаты. С судейского судна, по видимому достаточно хорошо видят «Звезду», но почему-то принимают ее за «Кунашир»:

-         «Кунашир», вам влево, на 90 девяносто градусов.

Наши парни начинают радостно ржать и комментировать:

-         Боря, тебе на финиш, на девяносто влево! – «Кунашир» сзади нас, совсем рядом, а слева от него и естественно от нас, о.Игривый, в сотне – другой метров. Экипаж «Кунашира» впервые в наших водах и у них на лодке начинается легкое брожение умов. Они, естественно, представляли, куда идут, но когда такое слышишь по радио, с судейского судна, действительно можно засомневаться. Инцидент был быстро исчерпан, когда со «Звезды» сообщили, что они не «Кунашир», а «Звезда», и еще раз попросили дать координаты судна на финише. В темноте на Транзунском рейде «Звезде» здорово не повезло. Координаты судейского судна в гоночной инструкции отсутствовали и, ночью, среди скоплений огней им не удалось его обнаружить. Поиски судейского на Транзунском рейде стоили им десяти минут. Но и при этом они финишировали на 10 минут раньше нас. Этого при пересчете им вполне хватило, чтобы остаться первыми.

На огибании Игривого нам удалось оторваться от «Кунашира» почти на семь минут и финишировать следом за «Звездой». Для того, чтобы выиграть у нас по пересчету «Кунаширу» не хватило двадцати двух секунд.

Гонка завершена! Первыми мы не стали, но настроение было приподнятое. Несмотря на все превратности, гонка удалась и единодушно была назначена одной из лучших гонок сезона.

Подошли к «Звезде», отшвартовались, поздравили и предложили друзьям – соперникам по глотку «конины». Так называется на нашей и не только на нашей лодке коньяк, которым снабжает нас периодически старый друг Родик. До «Наири» ему далековато, но после гонки глоток-другой делает тебя совсем другим человеком.

Ожидая остальных, успели съесть по паре бутербродов, приготовленных Анечкой, чудо-девушкой со «Звезды». Сидя друг напротив друга вдоль бортов и распираясь ногами, обсудили только что прошедшую гонку, со всеми ее раскладами. Финишировали все наши достаточно кучно, как это обычно и бывает у «опенов» почти во всех гонках. Удивительная кучность на финише нас самих всегда поражала. Подождать в этот раз пришлось только «Pajero» и «Ветер». Ко времени их прихода к финишу ветер почти совсем закончился. Кроме этого, как оказалось у «Pajero» не все прошло гладко в гонке. На бакштаге, на полном ходу сломался руль. Лодку уложило. На «Алекстарах» два руля, и из положения они вышли просто: поставили «здоровый» руль на подветренную сторону и пошли дальше. Но пока суть да дело, время ушло. И один из лидеров Кубка «Pajero», оказался в этой гонке последним.

Дождавшись остальных, пошли в Выборг. Идти туда ночью, по узкому, извилистому фарватеру, среди камней, да еще и впервые, - удовольствие из средних. Нам пришлось взять на себя обязанности лоцмана и встать во главе каравана «опенов». До выборгского яхт-клуба дошли без приключений, и те, кто еще не уснул по дороге, попадали спать. На завтра был назначен день отдыха, но это уже другая история.

Это всего лишь одна из 35-и гонок Кубка. Для кого-то она была более удачной, для кого-то – менее, но все вместе они собрались в удивительное лето под названием Кубок России в классе «Open-800».